Главная Об айкидо История айкидо Основатель и учителя

Основатель и учителя айкидо

Морихей Уэсиба

(14 декабря 1883 года — 26 апреля 1969 года)

— основатель Айкидо. Родился в городе Танабэ в Японии. 

Уэсиба был старшим из четверых детей в семье. Его отец был крестьянином, а мать принадлежала к знатной семье Итокава. В возрасте 7 лет он начал изучать конфуцианство и буддистскую письменность. В 1902 году Уэсиба отправился в Токио и стал продавать письменные принадлежности и школьные товары в торговом районе Нихомбаси. В то же время он начал заниматься дзю-дзюцу (??) и кэн-дзюцу (??).

В 1903 году он записался добровольцем в армию, для чего путем упражнений на вытяжку увеличил свой рост до минимально-необходимого — 157,5 см. Принимал участие в русско-японской войне. В 1907 году покинул армию.
В 1912 году[источник не указан 1282 дня] по призыву правительства Уэсиба переехал на остров Хоккайдо на освоение незаселённых земель. Благодаря своему образцовому самообладанию и самоотверженной работе на благо общины, он вскоре становится её лидером и получает у поселенцев титул «Короля Сиратаки» (одной из провинций Хоккайдо)[источник не указан 1282 дня].

В 1915 на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсиды был представлен Сокаку Такэде — мастеру Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и стал его учеником. Эта встреча имела важнейшее значение для будущего развития техники айкидо. Последующие 5 лет он учился у этого мастера и получил степень Кёдзю Дайри. Обладатель этой степени должен был на высоком уровне владеть 348 техниками.
В 1919 году Уэсиба теряет своего отца и двух маленьких сыновей. В этом же году он переезжает в Аябэ, центр нового религиозного учения Оомото-кё. Там он знакомится с создателем религии Оомото-кё Онисабуро Дэгути.
Морихэя Уэсибу покорило учение Онисабуро Дэгути, который проповедовал, что мир и гармония на земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека. С этого времени напряжённые физические тренировки Морихея Уэсибы дополняются усиленными упражнениями в медитации. В том же году он открывает свое первое додзё в пристройке дома, первыми его учениками становятся последователи Омото-кё. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространяется. Вскоре его учениками становятся моряки с ближайшей военной базы. Будучи мастером Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, Уэсиба накапливает опыт ведения тренировок, появляются собственные методики и наработки. Именно в это время рождается начальная форма Айкидо.
В 1921 году у Уэсибы рождается сын Киссёмару, который впоследствии станет вторым досю (хранителем пути).
В 1922 на Аябэ приезжает учитель Уэсибы Сокаку Такэда. На протяжении 6 месяцев он проводит тренировки и перед своим отъездом выдает Уэсибе инструкторский сертификат[источник не указан 1282 дня].?В том же году Морихэй Уэсиба впервые называет свою борьбу «Айки-Будо» (????).

В 1924 году Уэсиба принял участие в авантюре Онисабуро Дэгути — «великий поход» на Запад в поисках Шамбалы. Один из создателей секты-религии Омото-кё вдруг почувствовал в себе аватар будды Мироку, собрал группу добровольцев вместе с Уэсибой и Онисабуро, сев на белого коня, повёл группу во Внутреннюю Монголию. Но путешественников вскорости арестовали, посчитав японскими шпионами, и даже успели приговорить к смерти. Только заступничество властей Японии вернуло им свободу.
В этом путешествии у Морихэя Уэсибы впервые проявляются паранормальные способности — сиддхи. Кроме известного уворачивания от пуль и меча (до нанесения удара противником видел огненную черту, где пройдет лезвие меча), Уэсиба обладал способностью предсказывать будуще.
По возвращении из бесславного похода Морихэй стал усиленно тренироваться в боевых и духовных практиках, надолго уходя в горы Кумано. Он часто принимал обряд мисоги — очищение тела и духа под холодным горным водопадом, падающим прямо на макушку. Некоторые последователи утверждали, что в горах Кумано Уэсиба тренировался под руководством свирепого духа — воронообразного чёрта тэнгу. В результате столь строгой тренировки весной 1925 года Уэсиба достиг просветления сатори.
В 1932 году под патронажем и покровительством Омото-кё Уэсиба открывает и возглавляет Общество продвижения и поддержки боевых искусств Японии — Дайнихон Будосэнъёкай. Основными учениками были члены Народной милиции Омото-кё.
Примерно в эти же годы Уэсиба задумывается о преемнике. Уэсиба стал решать вопрос преемника в стиле учения Омото-кё, то есть преемником становится муж дочери, при этом зять усыновляется. (В Омото-кё сосоздательница Нао Дэгути усыновила Киссабуро Уэду, женив на своей дочери Сумико, с переименованием его в Онисабуро Дэгути. С тех пор главой Омото становятся мужья дочерей по женской линии, идущей от Нао Дэгути). Так и Уэсиба для своей дочери Мацуко нашел жениха среди учеников, мастера кэндо Киёси Накакура.
В Кобукане Уэсибой была даже основана школа кэндо, преподавателем в которой и был зять Накакура. Его Морихэй усыновил и дал свою фамилию Уэсиба. Однако через несколько лет произошел развод и Киёси Накакура покинул Уэсибу, став однако большим мастером кэндо и иайдо (9 дан).
В 1936 Уэсиба открывает собственную школу в Токио с поддержкой Онисабуро Дэгути [источник не указан 1282 дня].
В 1941 году впервые было упомянуто название «айкидо» (???) [источник не указан 1282 дня]. Уэсиба видел айкидо, содержащее гармонию и любовь, как средство для объединения всех людей в мире, как ему и проповедовали в Омото-кё, духовные постулаты которого и легли в основу философии айкидо — пути гармонии и любви.
В 1942 году Уэсиба переезжает в город Ивама префектуры Ибараки. Там он строит додзё и Храм Айки (в рамках религии Омото-кё). Один из биографов утверждает, что это было выражением протеста против власти военных. Возможно, это также было связано с преследованием религиозного движения Омото-кё — японской военной полицией Кэмпэйтай, аналога гестапо. Онисабуро Дэгути и множество других были арестованы, храмы Омото-кё в Аябэ и Камэоке разрушены (1935 год). От ареста Уэсибу спасло заступничество высокопоставленных учеников.
После войны Уэсиба возвращается в Токио и открывает додзё в районе Вакаяма.
В 1950 году Уэсиба путешествует по Японии и преподает айкидо.
Умер Уэсиба в 1969 году в возрасте 86 лет.

 

Мичио Хикитсучи

14 июля 1923 — 2 февраля 2004

Мичио Хикитсучи Сенсей родился 14 июля 1923 в Шингу, городке на берегу Тихого океана в префектуре Вакаяма. Он осиротел очень рано и воспитывался бабушкой, которая преподавала технику работы с Нагинатой. Чтобы мальчик стал более внимательным и организованным, она решает, что ему следует заняться традиционными японскими боевыми искусствами. Таким образом, в возрасте 9 лет Мичио Хикитсучи начинает изучение Кендо, Дзюдо, Йари, Ба-джитсу, Шурикен и Карате. По удачному стечению обстоятельств бабушка оказалась хорошей знакомой основателя Айкидо, Учителя Морихея Уэсибы, так как Шингу находится недалеко от Танабе, родного города О’Сенсея. В 14 лет он был представлен Учителю Морихею Уэсибе и начал практиковать Айки-Будо (в это время слово Айкидо еще не употреблялось). Бабушка отдала много сил внуку, вставая каждое утро в 4 часа. Благодарный Мичио относился к занятиям очень серьезно и стремился достичь в каждом Будо максимальных результатов с твердым намерением идти до конца.

«Например, до 20 лет я занимался карате Годзю-Рю и закалял свои руки, вонзая их в песок. Я тренировался с маниакальным упорством, обрушивая лавину ударов на своих соперников. Но, конечно же, это ни к чему не привело.» Позднее это стремление заниматься каждым боевым искусством с полной отдачей Хикитcучи Сенсей реализует и в Айкидо.

«О’Сенсей был из Танабе, и когда люди из других провинций слушали его, то не всегда понимали. Я же стремился впитать абсолютно все, что он говорил. Всякий раз, когда О’Сенсей проводил занятия в Шингу, я записывал каждое слово, произнесенное им в додзё.»

Начавшаяся война разлучила Мичио с Учителем, как и множество других людей. В 1941 году он стал преподавать Будо в армии, а по окончании войны возобновил свои занятия в Шингу. Однажды в процессе обучения Кен-до зазвонил телефон: Учитель Морихей Уешиба попросил Мичио приехать к нему на курорт, расположенный неподалеку от Шингу. Взволнованный, Хикитсучи Сенсей сел на мотоцикл и поспешил на встречу со своим Учителем. Всю ночь напролет они обсуждают Будо, после чего О’Сенсей попросил Хикитсучи Сенсея последовать за ним. Между тем, после войны Хикитсучи Сенсей в течение 5 лет работал бухгалтером в лесопромышленной компании. Однажды он по ошибке поставил свою печать на нескольких договорах, не проверив их должным образом (в Японии каждое частное лицо обладает сообственной печатью для заверения совершаемых сделок), в результате чего на нем оказался очень значительный долг (несколько миллионов йен), для возмещения которого он вынужден был продать имущество своей семьи. После этого случая Учитель Морихей Уешиба изымает у него эту печать и дает взамен другую, с тем чтобы отныне он занимался только практикой Будо. В 1954 году по просьбе Учителя Морихея Уешибы в Шингу был построен додзе для занятий Айкидо.

В 1957 году О’Сенсей вручил Хикитсучи Сенсею диплом по Бо-джитсу Айкидо.

«Однажды летом 1957 года в 1 часу утра О’Сенсей будит меня и ведет за собой. Мы пошли в додзе и стали работать с боккенами (эту часть айкидо О’Сенсей с 1942 года называл «Sho Chiku Bai No Ken»). О’Сенсей просит меня атаковать его своим мечом. Я делаю несколько попыток и понимаю, что конец боккена О’Сенсея откололся. Тренировка прекращается, и я пытаюсь найти конец сломанного меча, но не нахожу. Тогда O’Сенсей спрашивает меня: «Что ты ищешь, Мичио-Сан? Быть может вот это?» и достает из своего кейкоги отломившийся конец боккена. Когда конец сломанного боккена отлетает в сторону, это нормально. Но каким образом он мог попасть внутрь одежды О’Сенсея? Я ничего не понимаю. В этот момент О’Сенсей показался мне подобным Богу.»

После этой тренировки О’Сенсей передал Хикитсучи Сенсею секреты Sho Chiku Bai No Ken и вручил ему свиток Массакатсу Бо-джитсу (так назвал его сам О’Сенсей). Этот свиток включал в себя рисунки и объяснения Бо-джитсу Учителя Морихея Уешибы. Рисунки были выполнены Кандой Массами, а текст О’Сенсей написал собственноручно. Миxио Хикиncучи Сенсей продолжал преданно служить Учителю Морихею Уэсибе, постоянно находясь при нем, когда тот приезжает в Шингу, а также сопровождая его во время поездок в Ронгу (Ронгу – город, знаменитый храм которого был очень дорог сердцу основателя Айкидо) и в Натчи, где находится красивейший водопад.

10 января 1969 года Хикитсучи Сенсей получил прямо из рук Основателя Айкидо Морихея Уешибы диплом о присвоении ему 10-ого дана в присутствии ныне покойного Учителя Кубокацу Хиро, которого О’Сенсей первым начал обучать Айкидо в Шингу. Присуждая Хикитсучи Сенсею 10-й Дан, О’Сенсей сказал: «Я дал тебе все, что знал, Мичио-Сан, а сегодня я с гордостью присваиваю тебе 10 дан».

1969 год был очень тяжелым для Хикитсучи Сенсея. 20 мая внезапно умер его сын. Узнав об этом, Сунадомари Фукико (сестра Учителя Сунадомари, который преподавал Айкидо на острове Кюсю), более 40 лет занимавшаяся духовной практикой под руководством О’Сенсея, сказала ему: «… Твой сын последовал за О’Сенсеем, чтобы быть рядом с ним так же, как и ты…» (со дня смерти Морихея Уэсибы прошел всего месяц). Однако эти слова не смогли утешить Хикитсучи Сенсея, он продолжал пребывать в глубокой печали. В этот момент он и решил посвятить остаток своей жизни дальнейшему развитию Айкидо, чтобы передать людям по всему миру те знания, которые он получил от Основателя.

Додзе Шингу увеличивается. В 1973 году торжественно открылся додзе с 131 татами. С каждым годом сюда приезжает все больше иностранцев, особенно американцев. Поэтому в 1974 и в 1978 годах Хикитсучи Сенсей, сопровождаемый инструкторами своего додзе, отправился в США. В 1984 году Хикитсучи Сенсей в первый раз прибыл во Францию, после чего приезжал туда ежегодно. В это же время во Франции создается Ассоция Традиционного Айкидо для того, чтобы он мог регулярно проводить обучение в этой стране. Эти ежегодные семинары продолжаются до 1998.

В 1988 году Хикисучи Сенсей тяжело заболел, так что ему пришлось перенести два серьезных хирургических вмешательства. После второй операции он в шутку рассказал следующее:

«Я поднялся на небо, но когда Бог меня увидел, то приказал мне снова вернуться на землю, потому что мой срок еще не настал, и я должен был продолжить преподавание Айкидо.»

К счастью, Хикитсучи Сенсей согласился вернуться и быстро поправился. В марте 1991 года в Токио Мичио Хикитсучи Сенсей получил из рук продолжателя Айкидо Кишемару Уешиба диплом и награду за выдающийся вклад в преподавание и распространение Айкидо на протяжении более 50 лет. После 1998 г здоровье Хикитсучи Сенсея ухудшилось, и он не мог больше приезжать в Европу. Однако он продолжал вести занятия в своем додзе в Шингу, в этом ему помогают самые первые его ученики.

В 2004 году силы покидают его, и 2 февраля 2004 года Мичио Хикитсучи Сенсей уходит из этого мира. После смерти он получает буддистское имя

SHIN KI GEN IN DEN SAIMIN EIKETSU KOJI (SAIMIN – Тот, кто облегчает страдания людей; EIKETSU – Великий человек; KOJI – Буддист в миру)

Заслуженное имя для человека, который всю свою жизнь посвятил служению Учителю Морихею Уешиба и преподаванию его Искусства во всем мире, того искусства, которое исполнено надежды сделать мир одной большой семьей.

(Cтатья переведена Игорем Облачко эксклюзивно для сайта http://aikido-barnaul.ucoz.ru/ на основе материалов с сайта сенсея Жерара Блеза http://www.afatj.com/sensei-bio.html)

 

ЖЕРАР БЛЭЗ

17 августа 1946 г.

Один из наиболее известнейших мастеров в мире боевых искусств. 7 дан Айкидо Айкикай, 5 дан Масакацу Бо-Джитсу, 7 дан Джо-до Шиндо Мусо, ученик сэнсэя Хикисучи Мичио (10 дан Айкидо). Занимаясь боевыми искусствами, Жерар Блэз прожил в Японии 5 с половиной лет, и является первым неяпонцем, получившим 7-й дан Айкидо Айкикай.

Родился 17 августа 1946 г. в Тулузе. Сначала учился в лицее, потом в Университете Права. В то время обучение длилось четыре года, два из них Жерар провел в своем родном городе, а затем в 1966 г., после того, как сдал экзамен на степень чиновника, переехал в Клемонферран. Там и проучился оставшиеся два года. Заканчивая обучение в университете, параллельно посещал налоговую школу и занимался Айкидо. К 1966 г. у меня был первый дан. Затем армия… После армии я стал работать налоговым инспектором и давать уроки Айкидо. Тогда во Франции было мало людей, кто мог на достаточно высоком уровне преподавать этот вид боевого искусства. Одним из таких людей был Кристиан Тесье. Мы с ним познакомились, и через некоторое время он уехал в Японию. Когда Кристиан вернулся, он навестил меня, мы многое обсудили… После разговора с Кристианом я принял решение поехать в Японию. Сначала только на месяц. К тому времени я устал от преподавания и мне хотелось быть просто учеником… Только учеником. Я уехал в Японию в 1975 г. Пробыв там некоторое время, решил остаться. По законам Франции человек имеет право взять долгосрочный отпуск на два года. В таком случае он просто не получает зарплату. Но после может вернуться и снова взяться за свою работу. В Японии я встретил Хикитсучи Митчио (Хикитсучи Митчио — человек, который получил десятый дан лично из рук Основателя Айкидо), который стал впоследствии моим учителем. Передо мной стал открываться мир настоящего, действительного Айкидо. Я стал глубоко изучать все то, что мне говорил учитель и таким образом продвигаться вперед. Два года прошли очень быстро. Мне нужно было возвращаться во Францию, чтобы не остаться без работы. Но я понимал, что прерывать занятия сейчас было бы неправильным. Когда я сказал Учителю, что у меня больше нет времени, чтобы продолжать обучение, что мне нужно срочно возвращаться во Францию, он произнес примерно следующее: «Нет понятия «отсутствие времени». Есть понятие «свобода выбора». После этих слов я остался. И потерял работу. В Японии я прожил в общей сложности пять с половиной лет. После чего решил, наконец, вернуться во Францию. Нельзя всю жизнь быть учеником, от этого тоже устаешь. Я возвращался на родину с мыслью посвятить свою жизнь только Айкидо. Но мне предстояло выбрать, в какой город поехать. Я выбрал Париж. С одной стороны, Париж — город большой, все-таки столица, с другой стороны, в Тулузу ехать не имело никакого смысла. Дело в том, что одновременно со мной во Францию вернулось достаточно большое количество людей, обучавшихсяАйкидо в Японии. Двое из них, Жюэль и Бернар, поехали в Тулузу. Я подумал, что если еще и я поеду туда, то это будет уже слишком. Так я попал в Париж. Первое время мне было достаточно трудно, почти не было учеников, не больше 5-6 человек… Я хотел преподавать так, как это делал Хикитсучи-сэнсэй. Так, как он научил меня. Поэтому я некоторое время находился почти в изоляции. Но со временем все изменилось. Теперь у меня много учеников (смеется)… Вот так примерно все и проходило. То есть по началу я не был профессионалом в Айкидо, я не думал, что когда-нибудь выберу этот вид боевого искусства, как свою профессию.

 

Белошапкин Вячеслав Викторович

23 марта 1965г.

В настоящее время 6 дан Айкидо Айкикай, 3 дан Кёкушин Будо Кай Каратэ-до, мастер спорта по дзюдо, кандидат в мастера спорта по рукопашному бою

Родился 23 марта 1965 года в г.Норильске. Проживает в г. Барнауле. Окончил Высшее военно-командное училище Министерства внутренних дел в Новосибирске. Занимается айкидо с 1989 года. Является учеником Жерара Блеза и вице-президентом Сибирской Ассоциации Айкидо.

Я родился в Норильске, а начал заниматься Будо в 7 лет. Это был 1972 г. — расцвет дзюдо. Я был в тогда в 1-м классе и пошел записываться в дзюдо. Но нас не приняли, конкурс был очень большой, мы не сдали экзамен, и не прошли по конкурсу, и пошли на вольную борьбу. Тренер по вольной борьбе у нас был Школьников Феликс Борисович. Помню, мы стояли — трое друзей — таких расстроенных, плакали, он подошел, спрашивает, почему. Мы ему говорим, что на дзюдо хотим, а нас не берут. «Пойдемте к нам, у нас даже лучше!» Вот мы и пошли к нему. Через год я уже был сначала чемпионом города, потом — чемпионом края. И до 8-го класса я занимался борьбой очень плотно. Выполнил норматив кандидата в мастера спорта по спортивной борьбе.

А в 78-79 годах началось развитие каратэ. Тогда это называлось «борьба каратэ». Появились военно-патриотические клубы. В 8-10-м классах я параллельно тренировался каратэ в клубе «Мальчишки севера», продолжая заниматься и вольной борьбой. В это же время к нам в школу пришел молодой физрук Кузнецов Сергей Сергеевич. Он и стал моим первым тренером по каратэ. К 10-му классу я выполнил норматив кандидата в мастера спорта по каратэ, стал призером РСФСР, призером Союза.

В 1982 году я поступил в Новосибирское высшее военно-командное училище Министерства внутренних дел, где учился на командира взводов спецназа внутренних войск. В обязательную программу входило обучение рукопашному бою. Весь наш спецвзвод (а это около 30 человек) — все ребята были не ниже кандидатов в мастера спорта по разным видам спорта. Было много лыжников и боксеров. Каратэ с гражданки владели только мы двое — я и мой друг Женя Воробъев. На 1-м курсе мы еще выступали в соревнованиях по каратэ. Там я занял 3-е место по городу и по области. Затем каратэ запретили. И мы с ребятами начали соединять бокс и каратэ. Получилось нечто похожее на кикбоксинг с бросковыми элементами. По всему миру в то время кикбоксинг уже был известен, но до России этот вид спорта к тому времени еще не дошел. По окончании училища я попал в войска командиром взвода спецназа. Отслужил 2 года и понял, что это не мое, решил уйти на гражданскую работу. В это время мой тренер Сергей Сергеевич Кузнецов переехал в Барнаул и к тому времени стал директором школы №49. В этой школе с конца 1987 г. я и стал военруком. На базе этой школы при помощи наших спонсоров — завода «Трансмаш» мы организовали военно-спортивный клуб «Десантник». Соответственно, я был военруком у ребят, занимался стрельбой и прочей начальной военной подготовкой, и проводил занятия по рукопашной борьбе в клубе.

Вопрос: Как в Вашу жизнь вошло айкидо?
Первый семинар айкидо в БарнаулеВ. Белошапкин: В 1989 году в Киеве проводился Фестиваль восточных единоборств СССР, где были и ребята-айкидоисты Ассоциации Айкидо Украины. Ребята на фестивале делали показательные выступления, и я с ними познакомился. Шмыгин Игорь Юрьевич — мой первый тренер по айкидо. Он жил в Киеве, и его наставником был Любомир Врачеревич. Это был период, когда айкидо Любомира еще не называлось «Реальным айкидо» — такое название пришло несколько позже.

Вопрос: Чем для Вас тогда было айкидо?
В. Белошапкин: Сначала, честно говоря, я не верил в айкидо. Я в айкидо искал универсальную систему ухода с линии атаки и освобождения от захватов. Именно эти вещи я видел и брал из айкидо для рукопашного боя. Я часто ездил в Киев, и ребята из Киева приезжали к нам, обмениваясь опытом. На базе нашего клуба, кроме рукопашного боя, мы (это примерно человек 10) параллельно начали заниматься айкидо. Приглашали и Игоря Юрьевича Шмыгина, проводили сборы в Горном Алтае. В 1991 г. я ушел из школы и работал в Краевом управлении инкассации начальником боевой и физической подготовки. И благодаря Дружинину Евгению Петровичу, который очень сильно содействовал развитию рукопашного боя и повышению боевой подготовки инкассаторов, я мог достаточно много ездить по стране. Я часто бывал в тот период в Киеве, и в Питере. В Питере в то время образовалась Международная Евро-Азиатская Федерация Айкидо (Федерация Айкидо СССР).

Подарок Мишио Хикитсучи сенсеюВопрос: Каким образом получилось, что имея такой багаж разнопланового опыта, Вы занимаетесь в стиле традиционного айкидо?
В. Белошапкин: Однажды я поехал в очередную командировку в Питер. В это время там был семинар испанского мастера Хосе Рибас Коста, на который я случайно попал, буквально на последнюю тренировку… Хосе работал тогда с Владимиром Тагировым и приехал в СССР как турист. Днем он осматривал достопримечательности, а вечером проводил тренировки. И в конце семинара он сказал: «Кто хочет реально меня атаковать, по настоящему?» Ну, естественно, это оказался я. Я начал его бить, и с первого удара я оказался на полу. Не понял, как это получилось. И до сих пор, кстати, не могу этого понять, как он это сделал. Со слов свидетелей, я подлетел и упал. И так было раза 3-4. После этого я поверил в айкидо. И когда я сказал Хосе, что я родился и вырос на Севере, в Сибири, он сказал, что хочет как турист посмотреть Сибирь. Мы обменялись координатами. И однажды Хосе сдал билет Москва–Мадрид и прилетел в Барнаул. Это был 1992 год.

Вопрос: К моменту приезда Хосе в Барнаул уровень занимающихся айкидо в Барнауле был достаточно хорошим?
В. Белошапкин: Считаю, что да. В 1992 г. мы создали Сибирскую Ассоциацию Айкидо. Официальная регистрация Ассоциации позволила нам заниматься в Краевой спортивной школе. На этот момент у нас было много инструкторов, тренирующих по краю Бийск, Змейногорск, Рубцовск, все ребята были с опытом в дзюдо, каратэ и т.д. К моменту приезда Хосе уже было, кого тренировать. Хосе Рибас Коста (на тот момент 4-й Дан) ездил к нам с семинарами около 5 лет. Мы также ездили к нему на семинары в Испанию. В 1996 году на одном из семинаров в Испании Хосе познакомил нас со своим учителем — Жераром Блэзом. И Хосе попросил, чтобы Жерар приезжал в Барнаул. И теперь 2 раза в год к нам приезжают Жерар Блэз и один из его учеников Ксавье Шевриер. В последнее время в связи с повышением в должности и большей занятостью Ксавье не всегда имеет возможность приезжать, и вместо него приезжает другой ученик Жерара — Кристиан Ритор.

С Хосе Рибас КостаВопрос: Сенсей Жерар Блэз в своих объяснениях не использует понятие Ки, хотя этим «балуются» многие учителя. Это связано с особенностями перевода?
В. Белошапкин: Нет, Жерар вообще очень мало говорит. Это надо у самого сенсея Жерара спрашивать. Наверное просто невозможно передать словами, что такое Ки — это можно только почувствовать. Рассказать об этом нельзя.

Вопрос: Жерар Блэз, аттестуя учеников, не проводит экзаменов. Почему?
В. Белошапкин: Есть два вида аттестации. Один вид — с помощью экзамена. Основной вид аттестации — это когда тебя аттестует твой Учитель. Жерар аттестует как Учитль, потому что он с этими учениками работает, он их знает. Зачем принимать экзамен, если он знает, как человек работает? За 3-4 семинарских тренировок он видит больше, чем за 20-40 минут экзамена. Поэтому Жерар не признает, как и не признавал Хикицучи сенсей, да и как многие учителя в Японии, аттестацию с помощью экзаменов.

Вопрос: Расскажите о Вашей встрече с Хикитсучи сенсеем и Вашей поездке в Шингу.
В. Белошапкин: Конечно, мне было очень интересно съездить в Японию, посмотреть, что это такое и, конечно, еще больше было интересно посмотреть на Хикитсучи сенсея, на то, как он тренирует. Это был 2002 год, когда Хикитсучи сенсей еще сам проводил практически все вечерние тренировки. Утренние проводил обычно кто-то из учеников, дневные проводил Жерар Блэз. Конечно же, на вечерних появлялись практически все ученики. Мне было интересно посмотреть, как Хикицучи сенсей проводит тренировки. И знаете, я не нашел разницы в манере проведения тренировок — то, как их проводил Хикитсучи Сенсей и как их проводит Жерар